Многоликая Европа. Гимарайш. Страшная сказка про IX врата

Многоликая Европа. Гимарайш. Страшная сказка про IX врата
Среди плоских холмов, провинциальный и мирный… Португалия начиналась именно здесь, когда его закованное в латы воинственное величество Альфонс Энрикеш проявил несгибаемую волю к сепаратизму и провозгласил самое себя монархом Португалии.

Зелёное вино, для любителей покрепче — порто, вывезенные с края земли густо-жёлтые сочные фрукты разошлись по Европе, попав в Грецию под названием «портокали» (хорошее порто, он же — китайское яблоко-апельсин). Всё это было потом. И знаменитый на весь запад университет появился тут позже.

Пока же, в угрюмом и беспощадном к человеческим слабостям XII веке каменные башни Гимараеша с зубчиками наверху, гордый замок короля-рыцаря… в смысле, головореза… силуэтом появились на гербе целой новой европейской страны.

Узкие улочки, скупая подсветка. Мы оказались в этом городе в конце января, так что жаркие (во всех смыслах) баталии фестиваля средневекового искусства и костюма Festas Gualterianas застать не удалось. Но эмоциональный шок всё-таки получили.

Кто водится в тихом омуте?… Весёлые ребята, потерпевшие от коварного Балды в русской поэтической сказке. Тут всё оказалось значительно серьёзнее, с претензией на полноценную эзотерическую окраску. Альфонсо Энрикеш замок не строил. Это сооружение Castelo de Sao Miguel с восемью башнями 28 метровой высоты было построено то ли в Х веке, то ли ещё раньше на фундаменте и базе чего-то куда более древнего.

Брутальная твердыня Честна отрабатывала людскую заботу о реконструкции в стиле средневековой укреплённой резиденции монархов и их присных, защищая их от нападений мавров, поэтому, наверное, и дожило до того времени, когда удостоилось войти в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вот что ещё странно — сам Альфонсо был крещён не внутри замка, а в крошечной романской часовенке по-соседству. Ладно, довольно мне вас дразнить. Рассказываю…

Великий Данте, описывая устройство затянувшейся девятиступенчатой воронки в царство вечного ужаса, намекнул нам, что на поверхности остались несколько «лазов», позволяющих напрямки сигануть к пульту тамошнего управления.

Входы и выходы «оттуда» дискретно раскиданы по всей известной автору цивилизованной части мира, причём наиболее густо он определил их в Италии… В Риме, в Турине. Но один такой вход фантазией режиссёра Романа Полански находится португальском Гимарайше

Культурная столица Европы 2012 года, средневековый город недалеко от паломнического центра Брага… Как говорится, ничто не предвещало… Посмотрев накануне во время 1300-километрового перегоена от Барселоны до Сантьяго-де-Кампостела мистический триллер Романа Полански «Девятые врата», который я невесть по какому наитию привезла в подарок для знакомой гида Лены Тарасовой, мы и представить себе не могли, что на следующий день к закату…

Девятые врата крепости Ангела вырастут перел нашими изумлёнными взорами. Помните? Премьера фильма по роману испанца Артура Переса Реверте с Джонни Дэппом в главной роли, где он играет торговца букинистическими редкостями состоялась 25 августа 1999 года.

Фабула такая. Есть всего три экземпляра старинной книги «Девять врат в царство призраков», написанной в 1666 году, они хранятся в частных коллекциях. Под предлогом проверки подлинности один из коллекционеров нанимает эксперта-книготорговца Дино Корсо. Тот быстро разбирается, что в этой лихо оплачиваемой кровью истории не всё чисто… В трёх книгах спрятаны девять гравюр, нарисованных самим… князем тьмы.

Разгадавший головоломку и нашедший подлинные изображения получит доступ в Девятые врата… Накануне нашего приезда в Гимарайнш в крепости погиб японский турист, сорвавшись головой вниз из той самой башни, где по фильму и книге Реверте свихнувшийся коллекционер пытался провести роковой ритуал вызова нечистого, но сгорел заживо.

Сообщения об инциденте были в интернете, и об этом нам рассказала местный гид, добавив, что ещё одна русская туристка также накануне нашего приезда (видимо, в то самое время, когда мы в дороге под вой ветра и брызги косого дождя смотрели фильм) упала с не снабжённой перилами зубчатой стены и получила множественные переломы. Вход в башню, естественно. был закрыт. Ну, а мы, уходя от жутковатого места в симпатичные улочки унивеситетского городка, тайком крестились.

«Знаете, здесь на улицах в нишах бывают открыты одна из 14 инсталляций, посвящённых пути Христа на Голгофу, — заметила гид, — все четырнадцать, чтобы найти хоть одну доступную, мы, конечно, обходить не станем за неимением времени…». Мы переглянулись.

На первой же улочке, куда мы свернули, ниша (одна-единственная из всех!) оказалась открыта взорам пилигримов. Ох… Значит, хватит бояться.

С нами крестная сила. И она хранит нас от тёмных призраков, нарисованных фантазией Реверте и Полански. Аминь.

Поэтому оглянемся вокруг и увидим восхищёнными глазами и протягивающую к нам в объятиях руки Богородицу на изумительном бело-голубом керамическом панно, и мрачноватый со своим частоколом 39 кирпичных каминных труб, но богатый настоящими шедеврами дворец герцогов Браганса с банкетным залом и впечатляющей коллекцией старинной мебели, портретов лиц благородного сословия XVII–XVIII веков, резными потолочными балками и импортными (изъятыми у восточных владык) коврами персидской художественной традиции.

Прочь, призраки!… А впрочем, оставайтесь. В качестве туристического аттракциона.

Источник: tourister.ru